Испытывая вполне обоснованное чувстсво вины перед своими товарищами, взявшимися за неблагодарное дело написания статьи на конкурс, беру на себя задачу отображения всей публицистики ХВ "в одном флаконе". Если чего забыл - дополняйте. Ну и, конечно же, разговор продолжается!
------------------------------------------------------------
Вещманн.
Вещизм: болезнь века?
Первое, что пришло на ум, это написать про холодильника-отморозка. Но порыв сей рубить на корню не пришлось, через секунду он завял сам. Не буду опускаться до голливудских поделок категории «В», ибо маразм.
Мне думается, что хищных вещей не существует, будь то оружие или наркотики. В первую очередь надо опасаться людей, в руках которых в хищную может превратиться, скажем, обычная зубочистка. Или ночная ваза. Как у одного гладиатора, который прославился на весь Рим тем, что выходил на арену вооружившись золотым горшком. А еще надо бояться общество, которое поощряет, нет, не выпуск ночных горшков из драг металлов. Воспитание людей, стремящихся стать счастливыми обладателями «драгоценной посуды». Которые забывают, что вещь – служанка человека, а не наоборот.
Вещемания
Начнем с синдрома Плюшкина. Точного названия этой мании в психиатрии нет, но она существует определенно.
В криминальных сводках то и дело проскальзывают сообщения о квартирах-свалках. Синдром Плюшкина – это собирание и накопительство хлама. Вещей, которые в хозяйстве не нужны абсолютно, но выбросить жалко.
В той или иной степени «хламизму» подвержены многие люди. У меня этой «страстью» болеет отец. Очевидно, из-за коммунальная молодости.
Представляете, он не выбрасывал даже упаковку от «бомж пакетов». А на улице словно сорока, не мог пропустить не одной блестящей вещи, кроме пивных крышек разве. Сейчас ситуация немного улучшилась. Но все равно, одна из трех комнат в квартире выполняет функцию сарая.
Искренне сочувствую всем, кто столкнулся с такой же проблемой.
Болезнь эту описал еще Гоголь в 19 в. В наше время она принимает большие масштабы. И не из-за того, что народ стал более жадным. Нет, просто человечество стало производить больше вещей. Вот такой парадокс.
Вторая мания – ониомания, болезненная страсть к покупательству может смело считаться болезнью современного общества. Она была выявлена в начале 20 века, и с этого момента начала расти в невероятной прогрессии. В начале 21 века 24% населения Земли больны ониоманией. Только в США этой болезнью заражены около 18 миллионов человек. По мнению психологов, это заболевание ничуть не менее серьезно, чем наркомания. Покупать новые, более совершенные и удобные вещи становится навязчивой идеей.
Ученые предположили, что приступы ониомании связаны с нехваткой в человеческом организме гормона серотонина, который отвечает за смену настроения. В мозгу существует особая серотониновая система. От нее и зависит, будет ли ваш день окрашен в радужные или темные тона. Более того, серотонин управляет аппетитом, эмоциями, порывами и пристрастиями, способствует сну, оказывает антистрессовое действие, регулирует тонус сосудов, развитие аллергии, воспалительные реакции и даже иммунитет. Недостаток серотонина в организме приводит к депрессивным состояниям, развитию шизофрении, низкой самооценке.
Покупка – это один из способов самоутвердиться. С экрана телевизора, из радио, с наружных щитов нам постоянно капают на мозги рекламой. Говорят, что самые успешные люди пользуются золотыми унитазами и поэтому они самые успешные. И если вы тоже будете пользоваться золотым унитазом, вы тоже стонете успешным. Утрирую конечно, но суть, как мне кажется, это передает верно.
Патологические покупатели испытывают эйфорию, крайнее возбуждение во время процесса покупки, а потом угрызения совести, злость, огорчение и разочарование. Организм требует следующую дозу. Замкнутый круг.
Вещефобия
Рассказывая про фобии, серьезным остаться, пожалуй, не получится. Больно много их, и названия у них сильно смешные. Просто перечислю некоторые фобии:
1. Гиалофобия – боязнь стеклянных вещей;
2. Теофобия – боязнь религиозных вещей;
3. Хагиофобия – боязнь святых вещей;
4. Полифобия – боязнь многих вещей;
5. Асимметричных вещей – асимметрифобия;
6. Маленьких вещей – микрофобия;
7. Больших вещей – мегалофобия;
8. Священных вещей – агиофобия;
9. Автомобилей – моторофобия;
10. Велосипедов – циклофобия;
11. Машин – механофобия;
12. Компьютеров – киберфобия;
13. Книг – библиофобия;
14. Часов – хронометрофобия;
15. Кукол – педиофобия;
16. Птичьих перьев – птеронофобия;
17. Зеркал – катоптрофобия;
18. Денег – хрометофобия;
19. Огнестрельного оружия – гоплофобия;
20. Ядерного оружия – нуклеомитуфобия;
21. Бумаги – папирофобия;
22. Булавок – энетофобия;
23. Бритвы – ксирофобия;
24. Телефонов – телефонофобия;
25. Апопатофобия – страх заходить в уборные, где стоят золотые унитазы.
И на десерт. Боязнь длинных слов – гиппопотомомонстросесквиппедапиофобия.
Вещефилия
Нет, это не любовь к разнообразным игрушкам из секс магазина, как можно подумать. И даже не любовь к резиновым женщинам. Хотя кто знает? Может в мире есть и такое. Существует же фетишизм? Но речь пойдет не о нем.
Поговорим об пигмалионизме. Это половое влечение у мужчин к статуям и картинам обнаженных женщин.
Интерес вызывает сам термин. В греческой мифологии Пигмалион – известный художник Кипра. Жил он одиноко, избегал гречанок, торговавших своим телом. В своём уединении Пигмалион сделал из слоновой кости статую прекрасной женщины и влюбился в нее. Он обратился с мольбой к Афродите, чтобы богиня вдохнула жизнь в статую. Тронутая такой любовью, Афродита оживила ее.
Уже не миф. Одной из самых почитаемых в древней Греции статуей была статуя Афродиты Книдской. В подлиннике до нас она не дошла, только в римских копиях.
Так вот, зафиксированы случаи, когда юноши отказывались от всего своего имущества в пользу храма, и все свое время тратили на созерцание статуи.
Мораль, так как без нее никак не можно. Любите людей. Покупайте только полезные йогурты. И ничего не бойтесь.
------------------------------------------------------------
Рекламист
ОТ АНТУРАЖА – К СИМБИОЗУ?
Фантастика в рекламе и реклама в фантастике
1. В космосе – Рыжий Ап
Когда это началось?
Не помню. Может, с началом эры рекламы на постсоветском ТВ, тогда экзотиче-ской, не набившей еще оскомину? Помните – “Есть ли жизнь на Земле?”
“Это фантастика, сынок!” – пластинка сыра красиво ложится на марсианский бу-терброд…
Не знаю, когда это началось – реклама хоть и имеет пакостное свойство оседать в памяти, привязать ее к определенному времени лично мне трудно. Но, полагаю, профес-сиональные рекламисты достаточно быстро просчитали эффект от привлечения в свой жанр (если, конечно, мы признаем рекламу самостоятельным жанром) элементов приклю-чения, шпионского боевика, фантастики…
Зато я помню, с каким упоением детвора листала первые комиксы о космических похождениях Рыжего Апа. И, как вы думаете, какой сок требовали потом они от родите-лей? Уж конечно, не “Добрый” или “Любимый сад”, реклама которых апеллирует к цен-ностям взрослых, а то и пожилых людей. Нельзя не признать, что производители линии “Рыжий Ап” точно просчитали целевую аудиторию своего продукта – детей и подростков. И это уже не просто реклама – а долговременная и масштабная рекламная стратегия.
2. Эффект привыкания
С поистине фантастической прытью реклама стала частью нашей жизни. Даже не замечая ее, даже демонстративно игнорируя, мы принимаем ее как данность. Для молоде-жи эпохи “нового русского капитализма”, привыкшей к засилью “паблисити” чуть ли не с пеленок, она так же привычна, как деревья, светофоры и автомобили. И бурчание “стари-ков”, помнящих чистое от рекламного мусора жизненное пространство, кажется таким же пережитком прошлого, как талоны на масло и мыло.
Отвоевав место под солнцем, реклама эволюционирует. Прошли те времена, когда наши фантасты с присущим им остроумием издевались над всем известными слоганами и образами. Уже не элементы фантастики украшают рекламные ролики, наоборот: реклама помогает создавать колорит – а то и двигать сюжет! – в фантастических рассказах и рома-нах, в фильмах… впрочем, о фильмах – позже.
Вполне на месте для юных читателей реклама перед чемпионатом мира по квидди-чу, золотые буквы на черном табло: семейная метла с противоугонной системой, магиче-ское устранение неприятностей… не правда ли, смотрелось бы даже странно, начнись матч без привычной рекламной заставки? Эта деталь не нужна для сюжета, но позволяет автору добавить красок миру. Они там, в своей старой доброй Англии, привычные, для них это такой же естественный штрих, как газета за завтраком.
Да, они привычные, а вот наши… у нас, думается, дела обстоят немного иначе. Мо-лодежь уже не помнит – но общество в целом не успело забыть, что такое жизнь без рек-ламы. Мы чувствуем разницу. А разница, как известно, стимулирует движение. И авторы разных поколений одинаково используют рекламу не просто для создания антуража, а в качестве движущей силы, работающей на развитие сюжета.
Вам нужны примеры?
Камеры аэростата заметили группку потенциальных клиентов (три человека — уже группа), и простая система управления приказала двигателям остановиться. Про-ектор потянул на себя большую часть электричества, матовое кольцо потяжелело, расширилось в диаметре, буквы стали четкими и, точно мелкие мошки к роговице, налип-ли на сетчатку глаза:
МЕТЕОРИТНЫЙ ГРАД НАМЕЧЕН НА 11 АВГУСТА. ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЛЮДИ НЕ ВЫЖИВУТ. ВЫ УЖЕ ЗАПАСЛИСЬ ЗОНТИКАМИ? (Дмитрий Тарабанов, “Кастинг по Мэрфи”)
Реклама играет на создание настроения, нужной автору атмосферы, являясь при этом необходимой для сюжета.
Объявление звучало примерно так:
“Дорогие гуслярцы и гости нашего города! Приглашаем вас сегодня, в новогоднюю ночь, посетить удивительное, сказочное событие, волшебство на площади Землепроход-цев. Вы не пожалеете, если в час ночи оставите на полчаса праздничные стол и, тепло одевшись, выйдете на улицу, где вспыхивают ракеты и горят шутихи. Подарки и бес-платное пиво гарантированы. Не забудьте прихватить детей, для них особые подарки. Оргкомитет”. (Кир Булычев, “Обыск”)
Не прозвучи по местному радио это рекламное объявление, и рассказа бы не было – впрочем, гуслярцы, как сторона несомненно пострадавшая, вряд ли огорчились бы.
Наверное, каждый из нас сможет продолжить список, – а потому давайте перейдем к следующему витку рекламной эволюции.
3. Фантастическое пиво, мистические пельмени… что дальше?
В “служебном романе” рекламы и фантастики наступил новый этап – взаимопро-никновения и сращения. И фильм “Ночной дозор” (да-да, очередь дошла до кинематогра-фа – “самого массового искусства”!) – настолько яркий тому пример, что даже в коммен-тариях не нуждается. И не надо нас убеждать, что знаменитые очки Нео – тоже чистой во-ды реклама, “продакт плэйсмент”! Они – часть образа Нео – смотрятся куда органичней бесчисленных рекламных врезок в первом российском фантастическом блокбастере.
Однако продакт плэйсмент набирает обороты. Пиво “Оболонь” уже не только спон-сирует “Роскон”, но и выпускает – в двух странах сразу! – сборник “пивных” рассказов. Вы, конечно, догадались, какое именно пиво должно, по условиям игры, двигать сюжеты этих рассказов?
Что дальше? “Нокиа” в параллельных мирах, МТС на просторах Галактики? “Вис-кас” и “Педигри Пал” – лучший корм для ваших драконов? А фантастика – обязательный предмет изучения для будущих рекламистов?
Такого ли будущего мы хотим для любимого жанра? Не поправляйте меня, я пом-ню, что “фантастика – не жанр, а метод”! Но пусть она останется методом изображения мира, а не методом рекламы.
------------------------------------------------------------
ЗСК
Не О
Помнится, уже в самые первые минуты после ознакомления с правилами конкурса "Хищные вещи" пришла мне в голову в меру плоская мысль. О том, что именно публицистическая его составляющая окажется хорошим показателем интеллектуальной и психологической «продвинутости» участников. А вместе с ними, как частными производителями сетературы, и всего интернет-сообщества в целом. И сейчас, когда до завершения приема заявок остается совсем немного, я уже могу сделать обнадеживающий вывод: с мозгами у «виртуалистов» все в порядке.
Абсолютно абсурдное утверждение, конечно же, подумает кто-то? В самом деле, с одной стороны, публицистики ПРАКТИЧЕСКИ НЕТ (статей чуть ли не на два порядка меньше, чем рассказов и стихов). А с другой... Нам ведь еще неизвестно содержание тех двух-трех публицистических трудов, что дошли таки до организаторов конкурса... Но - поверьте, в основе вышеприведенного вывода лежат вполне четкие и логически обоснованные положения.
Однако прежде, чем привести их, предложу для начала прислушаться к себе. К тем ощущениям, которые вызывают у нас эти два слова: "Хищные вещи"... Нет ли в этих чувствах доли иронии? Или даже откровенного ехидства? Что, неужели нет? Хорошо… Тогда представьте себе, что вам жизненно необходимо написать по этой тематике умную, интересную работу. Не рассказ, не повесть, а именно Работу - серьезную публицистическую статью, которую будут читать и ваши ближайшие друзья, знакомые. И множество других, вам неизвестных людей… Какие мысли? Какие ощущения? Легкая неуверенность? Или даже откровенная тоска? Но почему?!
А ответ прост... Если даже схитрить, перевернуть проблему с ног на голову. Написать о НЕхищных вещах, придав своим высказываниям вид антитезиса к исходной постановке вопроса. Все равно ведь ничего нового по этой теме выдумать нельзя! Любая мысль, высказанная в данном направлении, окажется банальной. Так как любому, хоть в самой малой степени интеллектуально развитому человеку заранее известны все доводы, которые могут быть приведены в процессе ее изложения.
Нет, конечно, можно и поднапрячься. И ради поддержания видимости содержательного изложения изобразить из себя восторженного идиота. До которого именно сейчас, совершенно внезапно, дошла вся глубина, вся мудрость рассуждений о пагубности сугубо материалистичного подхода к жизни. И теперь жаждущего восхитить человечество судьбоносным величием снизошедшего на него прозрения!
А и в самом деле... Хотите, лекцию заверну? На пару-другую авторских листов? О том, какие жуткие опасности таит в себе технический прогресс, лишенный духовного начала? Как же это страшно, когда человек в погоне за материальными благами забывает о вечном? И сколь быстро деградирует его психика, если он не прислушивается к воззваниям Истинных Пророков (вроде меня), спешащих наставить его на путь праведный? АХ, НЕ ХОТИТЕ?!!!!:-/// Ну так вот и я не хочу. Ни писать об этом философские откровения... Ни, тем более, их читать. И не буду. Не правда ли, вполне нормальная реакция? Которую проявило подавляющее большинство участников конкурса. Чем и подтвердило свое здравомыслие. А точнее даже, здравочувствие. Ведь желание мыслить, причем именно о новом, а не повторять заученные штампы - тоже чувство. Чувство разума. Ничуть не менее достойное, чем все остальные.
Ну а вот рассказец какой по данной теме накатать… Али стишок стра-а-шный… Так то ж завсегда пожалуйста!!! Но только вот главным в нем будет, уж простите, не ужас перед прогрессом и разумом. А другие Вещи. Может, и не столь хищные... Но, по крайней мере, не попахивающие мертвечинкой того самого "моралите", которым ну просто обожают переполнять свои речи завравшиеся политики. Фанатичные идеологи. А также ряд сакралофагов псевдотворческого направления. Забудем на пару минут гадкие словечки вроде «моветон», обозначающие табуированные вышеуказанными господами темы. И согласимся, что именно эти речитативы вызывают у нас наибольшее отвращение к общечеловеческим, гуманистическим (постарайтесь сдержать тошноту при прочтении этого слова), или даже религиозным, как некоторые полагают, ценностям. ОЧЕВИДНО необходимым для нормальной жизни. Но во время нынешнее почти безнадежно дискредитированным в наших глазах.
Отсюда – еще одна банальность. Нпоследок. Именно духовная бездуховность - лицемерная мораль, этика, навязываемая подлецами - она и есть самая хищная, самая поганая из всех вещей века. Пожирающая себя. Побуждающая презирать все лучшее, что в нас действительно есть.
В общем, удачи всем, выразившим свой талант в форме литературной, и… Искренние извинения имевшим неосторожность накропать статейку. Немного нас тут таких. Как, наверное, и везде. А значит, у человечества есть шанс. На выживание))